Книга: Руководство по DevOps

Пусть поначалу разработчики сами сопровождают свой продукт

Пусть поначалу разработчики сами сопровождают свой продукт

Даже когда разработчики каждый день пишут и проверяют код в среде, похожей на среду заказчика, у эксплуатации все равно могут случаться неудачные релизы, потому что это все равно первый раз, когда мы на самом деле видим, как ведет себя код в реальных эксплуатационных условиях. Такой результат возможен потому, что новый опыт в цикле разработки ПО наступает слишком поздно.

Если оставить это без внимания, то готовый продукт становится трудно сопровождать. Как однажды сказал один анонимный инженер из отдела эксплуатации, «в нашей группе большинство системных администраторов не задерживалось дольше, чем на шесть месяцев. В эксплуатации все время что-то ломалось, рабочие часы превращались в безумие, развертывание приложений было невероятно болезненным. Самое худшее — объединение серверных кластеров приложения, на что у нас иногда уходило по шесть часов. В такие моменты мы думали, что разработчики нас ненавидят».

Это может быть результатом недостаточного количества IT-инженеров, поддерживающих все команды по разработке конкретного продукта и все программное обеспечение, уже находящееся в эксплуатации. Такое возможно и в командах, ориентированных непосредственно на рынок, и в командах, чья цель — разработка функциональности.

Одна из возможных мер — сделать как Google: там все группы разработчиков сами поддерживают и управляют своими сервисами, пока они не перейдут к централизованной группе инженеров эксплуатации. Если разработчики сами будут отвечать за развертывание и сопровождение своего кода, переход к централизованной команде эксплуатации будет гораздо более гладким[129].

Чтобы сомнительные самоуправляемые сервисы не попадали в эксплуатацию и не создавали ненужных рисков для организации, можно задать четкие требования для запуска готового приложения. Кроме того, чтобы помочь командам, разрабатывающим продукт, инженеры эксплуатации должны время от времени консультировать их, чтобы сервисы точно были готовы к внедрению.

Создавая ориентиры по запуску продукта, мы удостоверимся, что все команды извлекают пользу из коллективного опыта организации, особенно опыта отдела эксплуатации. Эти ориентиры и требования, скорее всего, будут включать в себя следующее.

• Количество дефектов и их серьезность. Работает ли приложение так, как было запланировано?

• Тип и частота оповещений о проблемах. Не выдает ли приложение чрезмерное количество оповещений на стадии эксплуатации?

• Уровень мониторинга. Достаточен ли уровень мониторинга для восстановления работоспособности сервиса, если что-то идет не так?

• Системная архитектура. Достаточно ли автономны компоненты сервиса для того, чтобы поддерживать высокий темп изменений и развертываний?

• Процесс развертывания. Есть ли предсказуемый, четкий и достаточно автоматизированный процесс развертывания кода в эксплуатацию?

• Гигиена эксплуатации. Достаточно ли доказательств того, что процесс сопровождения хорошо организован, чтобы можно было быстро и без проблем передать его в другие руки?

На первый взгляд эти требования похожи на традиционные контрольные перечни, использованные ранее. Однако ключевое различие в том, что требуется наличие эффективного мониторинга, процесс развертывания должен быть четким и надежным, а архитектура — поддерживать быстрое и частое внедрение кода.

Если во время оценки найдены недостатки, инженер эксплуатации должен помочь команде разработчиков решить проблемы и при необходимости даже перепроектировать продукт, чтобы его было легко развернуть и сопровождать.

Возможно, на этом этапе стоит проверить, соответствует ли наш сервис нормативным требованиям или должен ли он будет соответствовать в будущем.

• Приносит ли продукт достаточно дохода (например, если доход составляет более 5 % общего дохода открытого акционерного общества компании в США, он считается «значительной частью» и подлежит регулированию в соответствии с разделом 404 Акта Сарбейнза — Оксли[130] (SOX) 2002 г.)?

• Высок ли у приложения пользовательский трафик? Высокая ли у него цена простоя? Например, могут ли проблемы эксплуатации повлечь за собой репутационные издержки или риски доступности?

• Хранит ли сервис информацию о владельцах платежных карт, например номера таких карт, или какую-либо личную информацию, например номера социального страхования или записи о лечении пациентов? Есть ли проблемы с безопасностью, влекущие за собой нормативные, репутационные риски, риски по выполнению контрактных обязательств или по нарушению права на сохранение личной информации?

• Есть ли у сервиса какие-нибудь другие нормативные или контрактные обязательства, например в связи с правилами экспорта, стандартами безопасности данных индустрии платежных карт (PCI-DSS), законом об ответственности и переносе данных о страховании здоровья граждан (HIPAA)?


Рис. 38. Service Handback (Передача управления приложением), Google (источник: «SRE@Google: Thousands of DevOps Since 2004», видео с сайта YouTube, 45:57, выложено пользователем USENIX, 12 января 2012 г., https://www.youtube.com/watch?v=iIuTnhdTzK0)

Эта информация поможет проверить, что мы управляем не только техническими рисками, связанными с нашим продуктом, но также и потенциальными рисками, связанными с нормативным регулированием и обеспечением безопасности. Подобные соображения также будут полезными при проектировании среды контроля над производством продукции.

Благодаря встраиванию требований к эксплуатации в ранние стадии процесса разработки и переносу ответственности за первоначальное сопровождение приложений на разработчиков процесс внедрения новых продуктов становится более гладким, простым и предсказуемым. Однако, если сервис уже находится в эксплуатации, нужен другой механизм, чтобы отдел эксплуатации не оказался один на один с неподдерживаемым приложением. Это особенно важно для функционально ориентированных организаций.

В этом случае можно создать механизм возвращения сервиса разработчикам. Другими словами, когда продукт становится достаточно неустойчивым, у эксплуатации есть возможность вернуть ответственность за его поддержку обратно разработчикам.

Когда сервис переходит под крыло разработчиков, роль отдела эксплуатации меняется на консультационную: теперь они помогают команде снова сделать продукт готовым к эксплуатации.

Этот механизм служит подобием парового клапана, чтобы инженеры эксплуатации никогда не оказывались в такой ситуации, что им нужно поддерживать нестабильно работающее приложение, в то время как все увеличивающееся количество долгов погребает их с головой и локальные проблемы превращаются в одну глобальную. Эта методика также гарантирует, что у эксплуатации всегда есть время на улучшение и оптимизацию работы и на разные профилактические меры.

Механизм возврата — одна из практик-долгожительниц компании Google и, пожалуй, отличный способ показать взаимное уважение между инженерами разработки и эксплуатации. С его помощью разработчики могут быстро создавать новые сервисы, а отдел эксплуатации может подключаться, когда продукты становятся стратегически важными для компании, и в редких случаях возвращать их обратно, когда поддерживать становится слишком проблематично[131]. Следующий пример из практики подразделения по обеспечению стабильности сайтов компании Google показывает, как эволюционировали проверки на готовность к смене сопроводителя и на готовность к запуску и какую пользу это принесло.

Оглавление книги


Генерация: 2.869. Запросов К БД/Cache: 3 / 1
поделиться
Вверх Вниз