Книга: Креативь! Поставь идеи на поток

СТРАХ: НЕВИДИМЫЙ ПОТОЛОК

СТРАХ: НЕВИДИМЫЙ ПОТОЛОК

В ходе эволюции у людей выработался ряд способностей, позволивших нашим предкам сформировать социальные группы, развить новые технологии и перехитрить своих врагов. К сожалению, те же самые качества могут препятствовать развитию нашей креативности. Наиболее разрушительная из этих запрограммированных в нас черт — страх.

В некоторых ситуациях страх, несомненно, является необходимым орудием. Например, если я стою на краю тридцатиметрового обрыва, то должен испугаться и отступить на шаг или два назад. Я также хочу, чтобы у моих детей было уважение к правилам дорожного движения, чтобы они не играли на проезжей части. Такие проявления страха были, есть и будут решающими факторами нашего выживания.

Но существуют другие виды страха, которые, если им позволить влиять на наше поведение, могут заставить нас работать гораздо хуже, чем мы могли бы. Мы проецируем наши негативные ожидания на свое поведение и ограничиваем свою вовлеченность в процесс из-за страха перед возможными последствиями (и неважно, насколько мала вероятность, что эти последствия наступят).

В своей книге «Легкий способ перестать откладывать дела на потом» (TheNowHabit) доктор Нейл Фьоре описывает эксперимент, который он проводит со своими пациентами, чтобы помочь им понять, когда их поведение становится иррациональным из-за страха. Он просит их представить, что на полу лежит деревянная доска длиной шесть метров и шириной пятнадцать сантиметров. Он спрашивает их, смогли бы они пройти по этой доске и не упасть. Разумеется, пациенты отвечают, что пройти по этой доске не составило бы для них никакого труда. После этого Фьоре просит их представить, что доска теперь поднята на высоту тридцати метров над землей и переброшена между двумя зданиями. Он снова спрашивает своих пациентов, считают ли они, что смогли бы пройти по этой доске, не упав. В этот раз, однако, мало кто из них изъявляет желание сделать это.

Что же изменилось? Уж точно не технические навыки, необходимые для выполнения задания. Это та же самая доска. Но по какой-то причине опрашиваемые люди теперь сомневаются в своей решимости пройти по ней. Единственное, что изменилось, — это последствия возможной ошибки. Теперь незначительная оплошность будет означать смерть... или по крайней мере несколько переломанных костей. Восприятие последствий совершенной ошибки заставило опрашиваемых принять решение не участвовать в том, что еще только минуту назад они посчитали легким делом.

Звучит знакомо? Часто случается, что из-за страха того, что может произойти, если они допустят ошибку, креативщики предпочитают не рисковать. Они поднимают потенциальные последствия возможной ошибки на нездоровый (и нереалистичный) уровень и, чтобы избежать этих последствий, выполняют свою работу посредственно.

Для некоторых из нас страх — это естественный результат воздействия среды. Я знал нескольких креативщиков, которым категорично заявили: «Если ты с этим не справишься — ты уволен». Но, по моему опыту, такие ситуации — редкие исключения. По большей же части наши страхи сильно преувеличены; немногие из нас могут сказать, что знакомы с человеком, который потерял свою работу из-за разумной, но несработавшей идеи. Чаще всего мы просто боимся выделиться — положительно или отрицательно — из-за страха быть подвергнутыми остракизму со стороны наших коллег или руководителей.

Такой страх можно условно разделить на два вида: страх поражения и, что еще хуже, страх успеха.

Страх поражения

Когда мы задумываемся о страхе, страх поражения — это первое, что приходит на ум. Мы пытаемся избегать риска, потому что не хотим в итоге проиграть. Мы уже достаточно долго занимаемся своим делом и знаем, как удовлетворительно выполнять работу без риска, так зачем же испытывать судьбу, делая что-то сверх этого? Но выдающаяся креативная работа — это всегда результат риска. Чтобы добиться успеха, мы должны выйти за границы наших текущих обстоятельств и сделать ставку на идею, которая может не сработать. Питер Блок, автор книг «Ответ на вопрос “как” — да!» (TheAnswertoHowIsYes) и «Сообщество» (Community), сказал мне во время интервью, что мы должны привыкнуть «жить на пределе».

Чем же мы в действительности рискуем, когда создаем что-то новое? Мы можем бояться потерять свою работу, но чаще мы просто беспокоимся о том, что о нас подумают как о неадекватных или неэффективных сотрудниках. Мы боимся, что никто не захочет работать с нами над будущими проектами. Мы боимся за свою репутацию.

Этот страх не совсем безоснователен. Если мы выйдем за пределы безопасной зоны, другие неизбежно посчитают некоторые наши идеи плохими. Но, в конце концов, последствия того, что мы никогда не пойдем на творческий риск, будут гораздо ощутимее, чем мнение наших коллег, будто у нас нет вкуса. Вся жизнь, проведенная в посредственности, — это слишком высокая цена за безопасность. Паранойя мешает нам стать великими.

Вся жизнь, проведенная в посредственности, — это слишком высокая цена за безопасность. Паранойя мешает нам стать великими.

Когда вы начинаете ощущать тягу к комфорту, нужно приложить все усилия, чтобы продолжить выполнение своей работы на пределе возможностей. Старший вице-президент и главный креативный директор Twentieth Century Fox FCP Рикардо Креспо поделился своим лучшим советом креативщикам: «Знайте свою зону комфорта и делайте все, чтобы держаться от нее подальше». Делясь своим личным опытом, он сказал, что жажда комфорта — это «основной фактор, заставляющий креативщиков отказываться от открывающихся перед ними возможностей», и самое ощутимое препятствие на пути креативного роста.

Когда мы снижаем степень своей вовлеченности в креативной процесс из-за страха перед тем, что подумают другие, мы просто «выше поднимаем доску». Мы преувеличиваем потенциальные последствия ошибки. Мы перестаем делать то, для чего рождены и чем страстно увлечены, то, что, как нам кажется, могло бы изменить мир; вместо этого мы просто отходим от края уступа. Мы успокаиваемся. Мы примиряемся с посредственностью.

Возможно, для вас в этом нет ничего нового. Мы знаем, что вероятность быть уволенными из-за плохой идеи крайне низка, однако мы все равно действуем сдержанно и зачастую не посвящаем себя полностью креативному процессу. Страх может сильно ограничивать нашу вовлеченность в работу. В своей книге «Незаменимый» (Linchpin) Сет Годин высказывает мнение, что такое поведение — результат работы «мозга пресмыкающихся», первобытной части нашего мозга, которая заставляет нас избегать всего, что может быть расценено как опасность. В нас заложены инстинкты быть как можно ближе к своему стаду и смешиваться с толпой насколько возможно. В конце концов, в животном мире члены стаи, которые выделяются, будут съедены первыми.

Но мы должны научиться распознавать и обманывать импульс нашего инстинкта самосохранения. Чтобы пойти на просчитанные риски в вашей креативной работе, вам потребуются дисциплинированность и осознанный подход к делу. Мы должны практиковаться и рисковать тогда, когда ставки невелики, чтобы потом, когда ситуация окажется действительно критичной, суметь быстро принять решение. Мы поговорим об этом позже, когда перейдем к обсуждению практик и методов.

Вопрос. В каких ситуациях страх поражения заставляет вас снизить степень своей вовлеченности в креативный процесс? Почему вы отказываетесь от риска в своей работе? Как вы представляете себе последствия, страх которых сдерживает вас? Реальные ли это последствия или воображаемые?

Страх успеха

Существует второй, более губительный, страх, который я наблюдал в работе многих креативщиков. У вас в голове это, должно быть, звучит примерно так:

Действительно ли я хочу проявить себя и всех ошеломить? Готов ли я установить столь высокую планку для себя в своей работе? Что подумают остальные? Буду ли я в состоянии сохранять такой темп работы? Смогу ли я поддерживать свое вдохновение на том же уровне? Может быть, мне стоит чуть-чуть притормозить?

Такие мысли могут приходить к нам неосознанно, но периодически они мелькают в нашем сознании в ходе работы. Этот вид страха играет на нашей паранойе, на опасениях, что мы не сможем соответствовать определенному уровню ожиданий или не справимся с реализацией идеи, когда процесс будет уже запущен. В результате мы колеблемся и не погружаемся в работу полностью, поскольку не хотим превзойти себя и столкнуться с последствиями успеха.

Страх успеха может превратиться в эпидемию внутри вашей креативной команды. Команда перестает обращать внимание на посредственно выполненную работу, и на передний план выходит этика «рука руку моет», когда каждый начинает высоко оценивать работу команды, чтобы сохранить стабильность и не перенапрягаться. Это делается для того, чтобы снизить уровень ожиданий нашего начальства и предотвратить его рост в дальнейшем. На первый взгляд это звучит нелепо, однако я готов поспорить, что если вы хорошенько подумаете, то, скорее всего, сможете вспомнить хотя бы один случай, когда оказывались в подобной ситуации в процессе работы. Обычно все начинается с одного-единственного случая, когда команда выполняет свою работу на недостаточно высоком уровне, но результаты расцениваются как по-своему хорошие. Как только команда видит, что оценка их работы стала сугубо субъективной и больше не основана на объективных параметрах, подобное переосмысление неудовлетворительных результатов распространяется и на другие случаи. Это не попытка избавиться от тяжелой работы, это просто способ для всей команды справиться со страхом возрастающих ожиданий.

Некоторые креативщики борются со страхом успеха на протяжении всей своей карьеры. Они периодически сторонятся новых испытаний, потому что боятся оказаться в конце концов «не в своей лиге» или взять на себя больший объемом работы, чем тот, с которым они могут справиться. Мы, безусловно, должны разумно подходить к объему работы, который берем на себя, но в то же время мы должны научиться игнорировать те неуловимые, но разрушительные импульсы, которые заставляют нас плыть по течению. Если мы не делаем над собой усилие, мы не растем. Рост — это некомфортно, но без дискомфорта наши способности не останутся на прежнем уровне, они будут лишь снижаться. Если мы не растем, мы погибаем. В последующих главах вы научитесь некоторым практическим (и доступным) приемам, которые поспособствуют вашему росту, дадут возможность привыкнуть к риску и помогут запастись энергией, необходимой, чтобы встать перед лицом постоянно возрастающих ожиданий.

Рост — это некомфортно, но без дискомфорта наши способности не останутся на прежнем уровне, они будут лишь снижаться.

Страх успеха зачастую намного более деструктивен, чем страх поражения, потому что он маскируется под здравый смысл. Нам кажется, что он наш друг. Он может походить на взвешенный подход к осознанию своей роли, выполнению своих обязанностей и оценке своих результатов. Но в конечном счете он приводит нас лишь к упущенным возможностям.

Вопрос. Сдерживаете ли вы себя в своей креативной работе из-за страха, что не сможете в дальнейшем поддерживать темп вашего успеха? Отказывались ли вы когда-нибудь от идеи из-за возможных последствий? Ощущаете ли вы себя в каком-либо смысле недостойным успеха в вашей жизни или карьере?

Оглавление книги


Генерация: 1.217. Запросов К БД/Cache: 3 / 1
поделиться
Вверх Вниз