Книга: Креативь! Поставь идеи на поток

ПИНГ

ПИНГ

Мы живем в эру беспрецедентного доступа к информации. Мы можем узнать что угодно, всего лишь щелкнув пару раз по клавиатуре. Я еще помню те времена, когда, чтобы провести исследование для проекта, приходилось ехать в библиотеку и штудировать энциклопедии или (боже упаси!) пытаться найти что-то на микрофильмах. Многим молодым людям младше двадцати лет никогда не приходилось выходить из дома, чтобы получить нужную им информацию. С повсеместным дешевым доступом в Интернет мир информации находится буквально у нас на кончиках пальцев. В то время как технологии — это огромное преимущество с точки зрения доступа к информации и коммуникациям, они в то же время создают новые проблемы и становятся очередными источниками давления в нашей жизни и работе.

Технологии расширяют наши способности и помогают воплотить в жизнь наши желания. Если мы хотим что-то сделать, технологии помогут сделать это быстрее и дешевле. Но не все, чего мы хотим, действительно приносит нам пользу. Мы зачастую готовы пожертвовать долгосрочной целью ради маленького сиюминутного удовольствия, и нередко эта готовность серьезно влияет на нашу способность фокусироваться и реагировать на происходящее. В нашем распоряжении находится практически неограниченный набор вариантов, позволяющих избавиться даже от самого незначительного намека на скуку. Жажда развлечений присуща человеческой натуре, и если мы того захотим, технологии могут сполна ее удовлетворить. Развлечения — это необязательно игры или фильмы; это все, что повышает наше настроение или позволяет отвлечься от работы, даже электронная почта или бесцельное блуждание по Интернету. Сейчас более чем когда-либо мы располагаем возможностью жить в состоянии непрерывных развлечений.

Несколько лет назад я заметил тревожную закономерность в своей жизни. Это было еле уловимое чувство, похожее на легкое покалывание и зуд. Я назвал его пинг1. Пинг — это то незаметное ощущение, которое периодически побуждает меня проверять электронную почту или заходить на свои страницы в социальных сетях. Это импульс, заставляющий бездумно пролистывать новостные сайты вместо того, чтобы заниматься чем-то продуктивным. И чем больше рос диапазон моих возможностей (как выяснилось, для этого существует отдельное приложение), тем больше возрастала сила пинга.

Пинг хочет быть моим хозяином. Он хочет владеть мною. И он хочет, чтобы я ему служил. У пинга даже есть для меня целая философская концепция жизни: «Всегда есть что-то, что важнее того, чем ты занят в данный момент».

Если собрание становится хотя бы чуточку скучным, я запускаю руку в карман, чтобы проверить почту. Если у меня есть пара свободных минут в очереди в магазине, я проверяю новости в Google Reader. Вместо того чтобы поднять голову и уделить внимание тому, что меня окружает, я слышу зов пинга: «Эй, тебе незачем скучать. У тебя есть другие возможности».

Что в итоге? Мне становится все тяжелее и тяжелее находиться полностью в одном месте, фокусироваться на том, что передо мной. Я теряю способность размышлять о том, что происходит вокруг, потому что готов отвлечься на то, что предлагает мне пинг. Я бессознательно обращаюсь к тому, что может развлечь меня прямо сейчас. Книга Нила Постмана «Развлекая себя до смерти» {AmusingOurselvestoDeath), изданная еще в 1985 году, сейчас, когда каждый человек подсоединен через оптоволоконную сеть к любому своему желанию, более актуальна, чем 1 От англ,ping — сигнал, импульс. — Примеч. ред.

когда-либо. Постман считал, что всеобщее помешательство на телевидении разрушает способность нашей культуры мыслить и принимать участие в социально значимых событиях. Но сейчас, когда наши смартфоны, нетбуки и планшеты круглосуточно подключены ко всему, чего мы только можем пожелать, у нас появилась беспрецедентная возможность находиться в состоянии постоянной рассеянности.

Из-за специфики нашей работы нам сложно в один момент времени находиться в одном месте. Мы почти физически ощущаем вес переполненного письмами электронного ящика, а посреди подготовки презентации мы вынуждены прерваться, чтобы прочитать СМС-сообщение, которое только что пришло на наш телефон. Но чтобы выполнять свою работу на высшем уровне, мы должны научиться обращать внимание на то, что находится перед нами, и развить в себе способность оставаться сфокусированными на наших целях. Пинг медленно пожирает нашу эффективность.

Чтобы выполнять свою работу на высшем уровне, мы должны научиться обращать внимание на то, что находится перед нами, и развить в себе способность оставаться сфокусированными на наших целях.

Линда Стоун, известный автор и консультант, придумала термин, описывающий образ жизни многих из нас: «непрерывное частичное внимание». Мы всегда будто бы здесь, но в то же время где-то еще. (Нам пришлось принимать специальные законы, чтобы заставить людей перестать отправлять СМС-сообщения, управляя автомобилем при помощи коленей на скорости 100 километров в час!) Мы не можем сфокусироваться на чем-то одном и, как следствие, не вкладываемся по полной в работу, которую выполняем в данный момент. Мы так и норовим отложить работу и переключиться на что-то более интересное, стоит ему лишь появиться на горизонте. Не думаете же вы, что мы действительно можем хорошо справляться со своей работой, ведя себя подобным образом?

Блогер Мерлин Манн, пишущий о продуктивности, посчитал, что если мы работаем в среднем 8 часов в день 5 дней в неделю и проверяем нашу почту каждые 5 минут — просто чтобы узнать, не пришло ли новое письмо, то в сумме мы проверяем почту 24 000 раз в год. При этом мы не отвечаем на письма и не совершаем никаких дополнительных действий. Мы даже не думаем о содержании писем. Мы просто проверяем, не скачет ли маленькая иконка на нашем рабочем столе.

Давайте пойдем в этих подсчетах чуть-чуть дальше. Представим, что всякий раз, когда вы проверяете почту (всего лишь скользите взглядом по этой маленькой иконке), у вас уходит 10 секунд, чтобы вновь сконцентрировать внимание на том, чем вы занимались до того, как пинг отвлек вас от дела. (Это достаточно осторожное предположение, учитывая, что многие эксперты сказали бы, что на восстановление концентрации даже после секундного перерыва уходит от 30 секунд до 3 минут.) Это значит, что за год вы тратите примерно 66,6 часа, проверяя, не появилось ли что-то интереснее того, чем вы заняты в настоящий момент.

Как бы вы могли использовать 67 часов в год, если бы потратили их, сконцентрировавшись на работе? Быть может, вы смогли бы сделать что-то полезное? Возможно, вы смогли бы продвинуться в работе над проектом или разработать несколько идей, способных изменить бизнес?

Когда мы позволяем пингу управлять нашей жизнью, он обкрадывает нас. И мы даже не замечаем, как это происходит, потому что пинг крадет у нас всего 10 секунд за раз. К счастью, существуют практики, позволяющие развить наши навыки фокусироваться и оставаться увлеченными работой на протяжении долгого времени. Вам не нужно избавляться от технологий; вам лишь нужно использовать их так, чтобы они способствовали росту ваших способностей и помогли вам делать то, что важно для вас. Нам нужно определить круг своих приоритетов и сконцентрироваться на них, вместо того чтобы жить в состоянии «непрерывного частичного внимания». Вы не сможете оставаться на высоте в своей работе и испытывать творческие озарения, если позволите пингу управлять вашей жизнью.

Вопрос. Ощущаете ли вы присутствие пинга в вашей жизни? Трудно ли вам оставаться сосредоточенным на текущей работе из-за постоянного поиска чего-то более увлекательного? Перечислите несколько методов, которые, на ваш взгляд, позволят вам нивелировать эффект пинга. Например, вы можете иногда (в стратегических целях) оставлять свой смартфон дома, заходить в свою электронную почту только в специально отведенное для этого время или выделить для развлечений определенные промежутки времени. Тогда, вероятно, вы перестанете испытывать соблазн переключиться на что-то другое в разгар работы. (Если что-то из предложенного заставляет вас понервничать, вам стоит задуматься: скорее всего, вы на правильном пути.)

Оглавление книги


Генерация: 0.200. Запросов К БД/Cache: 2 / 0
поделиться
Вверх Вниз