Книга: Блокчейн от А до Я. Все о технологии десятилетия

Экосистемы

Экосистемы

Вот краткий обзор последних нововведений (список не исчерпывающий) в этой области блокчейнов, которые некоторые называют blockchains 2.0, – даже если нам намного ближе протоколы реестров, которые распространяются как блокчейны.

Lisk – Dapps[115]

Lisk – это молодая компания, основанная Максом Кордеком. В начале 2016 года она собрала на новый проект 14 тысяч биткойнов. Проект Lisk во многом похож на Ethereum, в частности в том, что облегчает развитие и размещение Dapps (см. врезку ниже).

Lisk – это платформа нового поколения, которая обеспечивает развитие и распространение децентрализованных приложений, написанных на JavaScript. В Lisk разработчики могут создавать, публиковать, распространять и монетизировать свои приложения для работы с внутренней криптовалютой. Система построена таким образом, что она использует блокчейн, определенный пользователем, умные контракты, облачные хранилища данных и вычислительные узлы – все в одном решении.

Lisk – первое средство, децентрализованное приложением, написанным полностью в Node.js. Эта система работает в асинхронном режиме и позволяет обрабатывать без явных задержек такие задачи, как транзакции в сети. Для выполнения сложных запросов база данных использует SQLite. Работа фронтенда Lisk базируется на HTML5 и CSS3.

Использование стандартных и хорошо известных языков приводит к тому, что экосистема Lisk доступна тысячам разработчиков без дополнительных навыков. Любой веб-разработчик, который уже знает JavaScript и Node.js, может сразу взять Lisk и с первого дня начать создавать децентрализованные приложения.

Основная цель Lisk – создание системы plug-and-play, которая позволит разработчикам создавать и выполнять все: дизайн, проектирование, разработку, публикацию, монетизацию – все это внутри одной платформы. Используя экосистему Lisk, разработчики могут быстро развернуть Dapps JavaScript к Lisk Hosting & Storage Nodes, видимый в Lisk App Store, и иметь непосредственный доступ к узлам Lisk для выполнения кода. Все это поддерживается функциями целостности и безопасности, которые возникают из функционала консенсуса боковых цепочек Lisk.

Все задачи экосистемы выполняются пользователями и делегатами Lisk, которые оплачиваются посредством автоматической внутренней платежной системы (или в самой сети – в случае делегатов). Вознаграждение узлов выполняется LSK – собственной криптовалютой Lisk или биткойнами.

ЧТО ТАКОЕ DAPP?

Dapp – это децентрализованное приложение, работающее внутри блокчейна с помощью ресурсов, предоставляемых майнерами. Более конкретно: Dapp позволяет участникам, чьи финансовые средства недостаточны для обеспечения затрат, развертывать приложения (энергия, хранение, центральный процессор, техническое обслуживание) в блокчейне. Кроме того, Dapp имеет преимущество – гибкость в отношении используемых ресурсов. Dapp приспосабливается к запрашиваемому процессору или к пространству, необходимому для хранения данных.

Stellar Consensus Protocol (SCP)[116]

Stellar.org предложил свой протокол консенсуса (SCP) – конструкцию для «византийского соглашения» (метод организации обмена сообщениями по двунаправленным линиям связи в мультипроцессорных системах – Federated Byzantine Agreement – FBA).

SCP был вдохновлен биткойном, и в него добавили возможность допускать участников, нецелесообразных в условиях низкой вычислительной мощности.

SCP является первой надежной конструкцией для FBA, и, в отличие от большинства существующих подходов для достижения консенсуса, у него имеются четыре ключевых свойства:

• децентрализованное управление: SCP в качестве протокола FBA гарантирует безопасность в условиях нерационального поведения, ему нужны достаточно скромные вычислительные ресурсы, за счет чего снижается планка входного барьера;

• гибкий предел достоверности: это означает, что пользователи обладают свободой доверять в любой комбинации сторон, которую они считают правильной;

• небольшое время задержки;

• асимптотическая безопасность: безопасность основывается на цифровых подписях и серии хешей, в которых параметры могут быть разумно отрегулированы таким образом, чтобы обеспечить защиту системы от противников с большой вычислительной мощностью. Чтобы зрительно представить себе это, вообразите пароль, длина которого может расти по мере увеличения вычислительной мощности злоумышленника.

Ripple[117]

Запущенная в 2012 году сеть Ripple позволяет осуществлять «финансовые операции, глобальные, безопасные, мгновенные и почти бесплатные, любого размера и без отзыва проводок». Она поддерживает любые бумажные деньги, любую криптовалюту, биржевые товары или любые другие ценные объекты, такие как бонусные мили, минуты мобильных устройств…

Ripple – это протокол[118] для обмена валютами, который можно определить как «http для денег». Как и в случае с http, его использование бесплатно и не требует лицензии; как и в случае с биткойном, он позволяет заключать сделки на деньги.

В 2016 году Ripple был третьей по величине криптовалютной системой по капитализации после биткойна и эфириума.

Протокол Ripple все больше и больше берут на вооружение банки и системы оплаты. Из пятидесяти крупнейших в мире банков десять уже работают с ней. Ripple – это частный блокчейн (permissioned).

IOTA[119]

Поскольку Интернет вещей (lnternet-of-Things, loT) продолжает распространять идею необходимости взаимодействия и совместного использования ресурсов, IOTA позволяет компаниям изучить новые модели В2В, делая из каждого технологического ресурса потенциальный обменный сервис на открытом рынке в режиме реального времени и без затрат.

IOTA базируется на новой распределенной бухгалтерской книге, Tangle, в которой устранены все неэффективные элементы конструкции нынешних блокчейнов и введен новый способ достижения консенсуса в одноранговой децентрализованной системе. Впервые благодаря IOTA люди могут перевести деньги без затрат. Это означает, что при помощи IOTA могут осуществляться даже самые небольшие платежи.

IOTA предназначен для работы совместно с другими блокчейнами вроде биткойна или эфириума. Некоторые его особенности таковы.


Структура данных не принимает форму блокчейна, то есть цепочки блоков, содержащей транзакции. Вместо этого там находится DAG[120](Directed Acyclic Graph) с именем Tangle. IOTA – это криптовалюта на базе Tangle.


Транзакции, запущенные узлами P2P, будут образовывать Tangle – это означает, что транзакции образуют гроссбух в форме DAG.


Когда возникает новая транзакция, система должна утвердить две предыдущие сделки. Эти утверждения, представленные в виде ребер графа, вносят свой вклад в защиту сети.


Если нет направленного ребра между транзакцией А и транзакцией В, но есть путь длиной ? 2 от А до В, то говорят, что А косвенно одобряет В.

Hyperledger[121]

«Сделать блокчейн реальным для бизнеса».

Hyperledger – это проект с открытым исходным кодом, который родился в декабре 2015 года благодаря активности нескольких крупных игроков (Accenture, Airbus, Fujitsu, Digital Asset, IBM, Intel, JP Morgan, R3CEV…). Этот проект осуществляет фонд Linux Foundation, который намерен объединить усилия, направленные на создание технологии блокчейна, или, говоря более точно, технологии распределенных реестров, отвечающей специфическим потребностям фирм. Проект объединяет более 100 участников и развивается быстрее всех остальных проектов Linux Foundation[122]. Участниками являются как технологические консорциумы (IBM, Intel, Fujitsu, Digital Asset, R3, Red Hat…), так и различные производственные предприятия (Airbus, JP Morgan, BNP paribas, ABN Amro).

Основной проект, разрабатываемый под эгидой Hyperledger, называется Fabric. Значительная часть кода поступает из лаборатории IBM, которая поместила его в открытом доступе.

Он предусматривает создание permissioned ledger для промышленности. В permissioned ledger, в отличие от публичного блокчейна (как, например, у криптографических валют биткойн и эфириум), в установлении консенсуса могут принять участие только участники сети, становясь узлами системы. Действительно, в условиях производственного регламента идентификация и авторизация участников просто необходимы.

Hyperledger может повысить безопасность данных для блокчейнов в сфере бизнеса за счет многочисленности сообщества, разрабатывающего его элементы, и модульной платформы. У проекта нет цели создать работающий разделенный регистр. Вместо этого предполагается, что в распоряжении предприятий окажется набор основных элементов, позволяющих построить business-ready блокчейн (готовый к работе в компании).

Каждый участник, или, вернее, каждый консорциум, сможет построить собственный блокчейн в соответствии со своими потребностями. При создании они обычно сами определяют все характеристики распределенного реестра: тип автоматически выполняемых записей или контрактов, критерии проверки, механизм консенсуса, стандарты конфиденциальности, методы доступа…

В дополнение к характеристикам классических блокчейнов (распределенный реестр, децентрализованный, неизменный, имеющий возможность включения умных контрактов) технология Hyperledger содержит дополнительные функции, очень полезные для бизнес-приложений:

• защита анонимности (невозможность связать данные о личности автора сделки или сделок между собой): можно не раскрывать личность автора записи, опубликованной в едином реестре, если это необходимо в определенных нормативных рамках для обеспечения конкурентоспособности или защиты ноу-хау;

• настраиваемый алгоритм консенсуса: режим консенсуса может быть изменен в зависимости от вариантов использования. Это позволяет достичь уровня производительности, близкого к уровню нераспределенных систем (в плане объема, пропускной способности и времени отклика);

• конфиденциальность: содержание операции может быть зашифровано для обеспечения конфиденциальности сделки. Благодаря этому свойству можно определить, к какой информации имеет доступ каждый участник сети;

• контролируемость: система обеспечивает контролируемость сделок;

• масштабируемость: Hyperledger предназначен для обработки больших объемов транзакций и сохранения устойчивости системы с течением времени.

ПРИМЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЙ

Код Hyperledger уже использовался в различных проектах. Например, HSBC и Bank of America использовали его для обработки финансовых аккредитивов. Проект повторяет систему обмена бумажными аккредитивами между экспортной фирмой, предприятием-импортером и их банками через автоматически исполняемые контракты.

Во Франции Cr?dit Mutuel Ark?a планирует применять для обеспечения обмена информацией со своими клиентами принцип КУС (Know Your Customer, знай своего клиента). Голландский банк ABN AMRO, в свою очередь, намерен использовать Hyperledger для того, чтобы стандартизировать информацию для реструктуризации и финансового оздоровления системы. Walmart планирует применять Hyperledger для отслеживания продаж свинины в Китае, Japan Exchange Group – для упорядочения оформления сделок, финская компания Kouvola собирается соединить Hyperledger с подключенными в систему объектами, чтобы улучшить логистические цепочки. UBS после двухлетнего испытания технологии блокчейна планирует использовать эту технологию для того, чтобы создать систему импортно-экспортных сделок, охватывающую весь мир.

Interledger[123]

Этот протокол, разработанный компанией Ripple Labs для подключения блокчейнов к системе распределенных регистров, позволяет проводить платежи через различные сети и использует условные депозиты для обработки движения средств между двумя отдельными гроссбухами. Протокол Interledger формально создан с использованием TLA+[124], он также используется Amazon для исправления критичных ситуаций в системе.

В отличие от подхода биткойна, этот протокол не требует никакой глобальной системы координации блоков.

Tendermint[125]

Tendermint – это протокол[126], который безопасно и последовательно реплицирует приложение на большом числе машин. Tendermint способен работать, даже если до трети машин подверглись случайным сбоям (консенсус BFT).

Tendermint состоит из двух основных технических элементов: консенсусный движок блокчейна и универсальный интерфейс приложения. Движущий консенсус называется Tendermint Core. Он гарантирует, что одинаковые копии сделки сохраняются на каждой машине в том же порядке. Интерфейс приложения называется Tendermint Socket Protocol (TMSP). Он позволяет обрабатывать транзакции на любом языке программирования. В отличие от других вариантов блокчейна и консенсуса, разработчики могут использовать Tendermint для репликации машины состояний BFT независимо от языка программирования и среды разработки.

Monax[127] (ранее – Eris industries)

Monax – это концепция, которая позволяет создавать и использовать распределенные веб-приложения без сервера. Каждое приложение использует для достижения общего консенсуса распределенный блокчейн, выступающий в роли сервера и созданный в сети Ethereum. Пользовательский интерфейс построен с использованием HTML, CSS и JavaScript. На платформе Eris может быть воспроизведен любой вид существующих веб-приложений, например форум, веб-платформа для коллективного финансирования, рынок и др.

Corda[128] от R3CEV

В начале декабря R3CEV выпустила исходный код своего распределенного регистра для банков и финансовых компаний – Corda. Тестовая версия содержит пять видов умных контрактов. Разработчики подчеркивают, что новая система не базируется на классическом блокчейне.

По данным «белой книги», «Corda – это платформа для ведения распределенного бухгалтерского учета и обработки финансовых соглашений. […] В отличие от биткойна и эфириума, Corda не упорядочивает транзакции при помощи цепочки блоков и, как следствие, не использует майнеров или доказательства выполнения работы (консенсус). Вместо этого каждое состояние указывает на “oracle" или “нотариуса", которые являются сервисами, гарантирующими, что сделка будет подписана только в том случае, если все точки входа будут приведены в соответствие.

Пользователи сети не получат доступ ко всему реестру операций, они будут видеть только подмножество данных, управляемых системой. Данные подтверждаются, если по крайней мере двое участников системы достигнут консенсуса по этому вопросу, в то время как любой комбинации участников разрешается участвовать в процессе достижения консенсуса относительно записи, внесенной в реестр.

Чтобы получить доступ к данным клиентов Corda, могут быть использованы составные ключи. Платформа позволяет им передавать дополнительные ключи и их комбинации третьей стороне, участвующей в операции».

Главной особенностью Corda в качестве системы является возможность выполнения умных контрактов. Текущая версия этой системы предлагает пользователям пять видов умных контрактов: работа с наличными, работа с товарами, работа с коммерческими бумагами, процентный своп и работа с обязательствами. По словам разработчиков, все контракты могут быть связаны во времени: «Контракты с ограниченным сроком действия с нотариусами (или oracles) должны быть синхронизированы с атомными часами военно-морской обсерватории США».

Пользователи могут объединять и редактировать шаблоны, чтобы создать уникальные контракты, адаптированные к их потребностям. Команда Corda опубликовала целый учебник, посвященный тому, как в текущей версии кодировать простой договор с доступными элементами.

В настоящее время платформа Corda находится на стадии тестирования. Для того чтобы продолжить исследования и разработки, R3CEV получил поддержку ведущих мировых банков, включая Bank of America, JPMorgan, Credit Suisse, Barclays, Deutsche Bank, HSBC, Citi, Commerzbank и Soci?t? Generale (Santander и Goldman Sachs покинули консорциум в конце ноября).

beAchain[129] – объектно-ориентированный блокчейн (ООБ)

beAchain – это блокчейн (находящийся на стадии разработки), который позволяет своим пользователям разрабатывать собственные безопасные одноранговые приложения, причем даже тем, кто не является специалистом в области компьютерных технологий.

Объектная ориентированность блокчейна означает, что он позволяет подключенным объектам – компьютерам, планшетам, смартфонам, а также всем устройствам, связанным с IoT (Интернетом вещей), – датчикам, транспортным средствам, домам, одежде, бытовой технике, беспилотным летательным аппаратам и пр. – взаимодействовать между собой, сравнивать свои данные, опрашивать друг друга и, в конечном счете, принимать решения в соответствии с индивидуальными алгоритмами о том, принимается транзакция или нет. В перспективе это позволяет реализовать несколько десятков тысяч операций в секунду. Для этого beAchain опирается на конкретные протоколы с ультракомпактными режимами шифрования и ультрабыстрыми процессами.

Перегруппировывая объекты в группы связанных объектов (GOA), beAchain позволяет создавать временные виртуальные организации (Quick Virtual Organization, QVO), альтернативные модели экономического развития промышленного предприятия. Без адреса, без помещения, без хранения, без обмена валюты, без затрат и заработной платы, QVO – организация с децентрализованным автономным производством, в котором связанные между собой машины могут вести собственный бизнес, управляемый контрактами, созданными пользователями. Обеспеченные инструментами искусственного интеллекта, эти интерфейсы позволяют создавать свои умные контракты на естественном языке (русский, французский, английский…), которые алгоритмы beAchain переводят в коды для запуска на компьютере. Любой такой контракт может быть проверен и переписан каждой из заинтересованных сторон, прежде чем он будет публично запущен на выполнение.

Любой объект beAchain одновременно способен владеть криптовалютой, привлекать коммерческие контракты с другими объектами (smart contracts), быть вызванным для выполнения конкретной задачи или участвовать в консенсусе транзакций. Так, например, можно ссылаться на приложения с любыми автомобилями и только с автомобилями. Или адресоваться только туда, где есть упоминание о датчиках температуры. Или исключить из конкретного протокола все смартфоны. Учетные данные компьютеров договаривающихся сторон защищены устойчивыми к поломкам подтверждениями личности (quantum-resistant), зависящими от набора частных/открытых ключей, что гарантирует оптимальную защиту.

Блокчейны beAchain, одновременно частные, общедоступные и гибридные, в зависимости от используемых протоколов, могут применяться, например, для производства (автомобили, энергетика, управление запасами, отслеживание продуктов), организации онлайн-сервисов (страхование, переводы, отслеживание учетных данных), организации мероприятий, в средствах массовой информации (pay-per-view), на транспорте (VTC, упаковочные материалы, услуги по продаже билетов), для контрактации между объектами (раздел имущества / установление принадлежности и проверка подлинности файлов STL, управление 30-принтерами) или в качестве платформы для обмена.

QVO, ВРЕМЕННЫЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Построенная по той же модели и той же технологии, что и QVE, QVO – это модель развития beAchain, гораздо менее ориентированная на бизнес. Она адаптирована под специфику создания культурных, политических, социальных, спортивных мероприятий.

С концептуальной точки зрения QVE и QVO приближаются к DAO эфириума с той лишь разницей, что они ориентируются не на срок, а на цель. Например, «QVO Paris – New York»[130], где целью является полностью открытая и децентрализованная организация трансатлантического перелета.

Оглавление книги


Генерация: 0.815. Запросов К БД/Cache: 2 / 0
поделиться
Вверх Вниз