Книга: Криминальный Runet. Темные стороны Интернета
Глава 3 Смертельный кайф
Глава 3
Смертельный кайф
Одна из самых страшных тем в Интернете – практически на уровне педофилии или даже, пожалуй, чуточку страшнее, потому что касается, в общем, всех – это продажа и покупка наркотиков. Барыги в доме – так их можно назвать. Раньше они кучковались на улице, в клубах, дискотеках. А сейчас они в ваших компьютерах, на экранах у ваших детей. Найти сайт, который продает амфетамины или марихуану или учит, как изготовить дезоморфин, – дело нескольких минут или даже секунд.
Дезоморфин (дешевая замена морфия, его еще называют «крокодилом») – это огромнейшая проблема. Он действительно очень дешев, раз в двадцать дешевле морфия, и при этом действует в пять-шесть раз сильнее. С одной дозы люди подсаживаются навсегда. Единственный укол – и все, человек потерян. Самостоятельно слезть с дезоморфина невозможно, а побочные эффекты от его употребления чудовищны. Через короткое время начинается омертвение тканей, развивается тромбофлебит (закупорка сосудов), появляются язвы, отмирают нервные окончания, лоскутами сходит кожа, потом начинает умирать мозг. Человек гниет заживо. Срок жизни дезоморфинового наркомана – три-пять лет после первой инъекции.
А главное – ингредиенты для изготовления этого адского зелья можно купить в обычном магазине, а рецепт ищется в том же Яндексе за пару минут. Дальнейшее тоже несложно – получив список ингредиентов, я прикинул, что на поход в аптеку и хозяйственный магазин у меня уйдет примерно двадцать минут и двести-триста рублей. Потом два-три часа «домашней работы» – и у меня в руках окажется шесть-семь доз «крокодила».
И все это доступно для наших детей. Все это может найти, купить и сделать любой подросток, любой школьник. Самое ужасное во всей этой ситуации, что все, что государство пытается делать в данной сфере, является в лучшем случае полумерами, но никак не реальной борьбой.
Для наркодилеров интернет оказался исключительно удобной средой. Раньше им приходилось с риском для себя барыжить товаром где-нибудь на Пушкинской площади или на вокзалах, таскать траву в спичечных коробках. А теперь они анонимные, их никто не видит, они запросто договариваются с клиентом и спокойно отправляют ему товар почтой или курьером, который даже не знает, что он везет. Продается и героин, и кокаин, не говоря уж о каких-то совсем дешевых синтетических наркотиках.
Несколько лет назад я решил составить представление о масштабах проблемы и запросил в поисковике статистику запросов и упоминаний «для продажи и употребления». За год получились вот такие цифры:
Список, как вы понимаете, неполный. «Спиды», ЛСД, «экстази» – все это есть.
Потом я нашел десять или пятнадцать самых посещаемых сайтов, посвященных теме наркотиков. Посчитал количество посещений за год. И обнаружил, что в 2011 году у этих десяти-пятнадцати сайтов было около сорока миллионов просмотров. Сорок миллионов! Вдумайтесь в эту цифру. Сорок миллионов взрослых и детей искали информацию о наркотиках – где купить, как изготовить. И получили то, что искали, потому что эти данные абсолютно доступны.
Это огромная проблема.
Понимает ли это государство в полной мере?
В последнее время правоохранительные органы начали сканировать социальные сети и закрывать те аккаунты, где публикуются объявления о продаже и покупке наркотических веществ. Но у барыг уже появилось своего рода шестое чувство на эти ситуации. Более того, они сами начали сканировать соцсети. Когда кто-нибудь – в особенности если это подросток – вдруг начинает писать в Твиттере, ВКонтакте, Фейсбуке или Одноклассниках: «Мне плохо, у меня депрессия, я расстался с любимым человеком, я не хочу жить, друзей нет, настроения нет…» – он сразу попадает в поле зрения наркоторговцев. Они завязывают с этим человеком контакт и дальше действуют одним из двух способов: либо начинают с ним «дружить», либо сразу переходят к рекламе.
В первом случае они пишут: «Знаешь, у меня была такая же ситуация, и я из нее вышел. Давай встретимся, потусуемся, покурим, понюхаем… Все будет нормально, забудешь ты свою Машу, не переживай…» – и тому подобное. А во втором – начинают бомбить человека спамом с предложениями нелегальных лекарств или наркотиков и комментарием «Это тебе поможет». А цель одна – подсадить новичка на свой товар. Причем в самом начале они будут изображать из себя этаких «добряков», могут даже предложить первую дозу бесплатно, «на пробу». Куда только девается вся эта доброта, когда клиент оказывается у них на крючке? Вопрос риторический.
В начале 2015 года по всей России прошли рейды по поводу курительных смесей – так называемых спайсов или солей. Этот бизнес начинался как «ароматерапия» и продажа благовоний, и спайсы практически в открытую продавали у нас в стране много лет, хотя с 2009 года они были официально запрещены. Но продавцы придумывали все новые и новые компоненты, и в этот раз пришел очередной состав из Китая, от которого люди стали умирать. Продавался он сначала в Москве, а потом распространился по регионам. Выяснилось, что один из компонентов вызывает угнетение дыхания – люди умирали от удушья. Хватало буквально пары затяжек. После этого по стране прокатилась волна рейдов.
Наверное, многие замечали, что еще в 2014 году да и в самом начале 2015-го можно было в переходах или у метро встретить в продаже курительные смеси – в витринах торговых точек еще стояли кальяны, как мне кажется, больше для прикрытия. На набережной от гостиницы «Украина» в сторону Метромоста и метро «Кутузовская» все было уставлено машинами с открытыми багажниками, в которых стояли кальяны. Известно, что курение кальяна популярно у выходцев с Востока, а в последнее время и не только у них, и многие прохожие наверняка думали, что эти продавцы торгуют безобидными кальянными смесями. Но скорее всего они продавали именно спайсы.
Вообще люди по большей части не имеют представления о том, что такое курительная смесь. Они думают, что это какой-то микс с гашишем или марихуаной. Но это не так. Гашиш и марихуана – довольно дорогие наркотики, к тому же они запрещены. Тут совсем другое: берется любое растительное сырье, хоть сено с поля, хоть листья с дерева, мелко-мелко нарезается и пропитывается неким химическим психотропным веществом. Их несколько типов, я не буду здесь вдаваться в подробности. Собственно, благодаря этому веществу человек и получает кайф. То есть производители этих смесей пытаются генерировать искусственный кайф с помощью искусственного химического вещества, которое добавляют в бесплатное сено. И стоит это очень дешево. Есть смеси подороже – от них меньше умирают. А можно купить, например, мешочек травы за сто пятьдесят рублей, два раза затянуться и сходить с ума шесть-семь часов.
Что при этом происходит с людьми – уму непостижимо. В эфире на «Вести-FM» я ставил ролик, найденный на YouTube: молодой человек, подросток, упал у подъезда и несколько минут истошно орал «Пожалуйста, помогите встать!», визжал и плакал. Потом приехала «Скорая», полиция, его забрали. Такая дикая реакция наступила всего лишь после нескольких затяжек. Скорее всего, он курил из пипетки – чтобы не крутить папиросы, молодые люди покупают в аптеке обычные дешевые пипетки, забивают туда содержимое мешочка и раздают всем в компании.
И это еще легкая реакция – бывает гораздо хуже. Некоторые бьются об стены, разбивают себе голову. Кто-то режет себя ножом или наносит другие ранения. Прыгают с крыши, выходят из окон, теряют сознание. Есть специальная курительная смесь для клубов – девушка покурит и вырубится на восемь, десять, двенадцать часов, а потом ничего не будет помнить, даже если ее кто-то изнасиловал. Просто проснется где-нибудь в чужом подъезде или на скамейке в скверике и в полицию подать заявление не сможет, потому что не помнит, что в точности произошло и кто с ней это сделал. И такие ситуации сплошь и рядом. Зараза распространилась по всей стране как вирус.
Раньше все было понятно – наркотик есть наркотик. Со спайсами все гораздо сложнее. Первым синтетическим наркотиком был крэк, который появился в Соединенных Штатах в конце 1970-х – начале 1980-х, он был очень дешев, и его там все курили. А сейчас технологии развились и родилась новая эра, новое поколение синтетических наркотиков, которые еще дешевле в производстве – и которые убивают. Многие наркоманы со стажем говорят, что смеси – одно из самых сильных средств, что они пробовали, сильнее и героина, и ряда других наркотиков. А некоторые из тех, кто употребляет смеси долгое время, начинают их варить и колоть внутривенно и получают, видимо, какой-то особо сильный кайф – но очень недолго, потому что при таком способе использования умирают практически сразу.
Самое ужасное, что часть из этих смесей до сих пор легальна. Конечно, многое запрещают. Но когда наркополицейские изымают какую-то новую смесь, от которой люди умирают или сходят с ума, им требуется примерно год, чтобы провести все лабораторные исследования и получить возможность объявить эту смесь наркотиком. При этом рядовой химик может настряпать таких смесей сколько угодно – за последние несколько лет было придумано около сотни новых по составу добавленных туда химикатов смесей. А теперь сравните: целый год, чтобы распознать вредоносный компонент и объявить наркотиком! Да за этот год продавцы еще несколько десятков новых смесей придумают. К их услугам целые лаборатории. Многие из них расположены в Китае, часть – в Европе.
Сайтов, торгующих смесями и прочими наркотическими препаратами, в интернете буквально сотни, и бороться с ними очень сложно. Часть закрывает Роскомнадзор, часть закрывают регистраторы или хостинговые компании, но они все равно появляются снова. У дилеров есть базы данных тех, кто употребляет, – то есть пока эти люди живы, они остаются на крючке. А ведь есть еще и форумы, ситуация с которыми еще хуже. Я неоднократно видел на форумах темы, где прямо предлагается создать сайт: у автора темы есть товар, он предлагает вложиться и сделать сайт по продаже курительных смесей и даже купить базу данных по своему региону. То есть если вы, скажем, из Ростова-на-Дону, вам предложат данные по ростовским подросткам. Такой сетевой маркетинг, готовый малый бизнес по убийствам.
Стандартная схема: люди приехали в Москву, купили соответствующий химикат за пару сотен долларов, взяли растительное сырье, нарубили, пропитали. Делать это можно хоть у себя дома, в ванной, так же просто, как «крокодила». Только у «крокодила» есть запах, а эта дрянь еще и практически не пахнет. Произвели, рассыпали по мешочкам, или разложили на бумажках по чуть-чуть, или пропитали бумагу смесью и нарезали на «марочки». Упаковали, наклеечки налепили. Из одного килограмма действующего вещества получается, условно говоря, десять тысяч доз. Золотое дно! У фирм, которые этим давно занимаются, даже есть свои «торговые марки». Ведь спайсов и смесей сотни вариантов. Какие угодно: «Голубая лагуна», «Розовая роза»… Хотя должны бы называться одинаково и честно: «Последний вздох». А на наклейке – череп с костями.
Понимают ли эти люди, что в буквальном смысле торгуют смертью? Трудно сказать. Они могут знать об этом, могут не знать, могут сами употреблять, а может быть, им все равно. Главное – что на этом можно заработать, а какими будут последствия – неважно. На одном из тематических форумов я видел предложение приобрести специальный отмывающий состав под названием «белизна» – как средство для стирки. Если вам попалась плохая партия, ее можно всю собрать, прогнать через еще один химикат – эту самую «белизну» – и очистить. То есть отношение к «клиентам» такое же, как к белью, самое что ни на есть потребительское. Что характерно, рекламный лозунг у всех продавцов один: «Все, что не запрещено, разрешено».
Я проводил свое расследование и без проблем договорился о покупке смеси, позвонив по объявлению оператору достаточно известной фирмы, которой принадлежит штук пятьдесят различных сайтов. Мне назвали цену, сбросили эсэмэской номер Qiwi-кошелька, куда нужно перечислять деньги, и сказали, что «клад» будет готов в течение суток в определенном районе города – точные координаты сообщат потом.
«Клад» – это закладка. Это значит – никаких личных встреч с продавцом. Никаких следов. Вам говорят, допустим: «Улица Малая Грузинская, дом 10, труба слева у пятого подъезда». Вы подходите, вынимаете, все в оберточке, сухенько, герметично запаковано, скотчем обмотано. Кладете в карман и уходите. Никто никого не видит и не слышит.
Один из слушателей нашей передачи на «Вести-FM», работавший менеджером в магазине, рассказал такую историю:
«Небольшой продовольственный магазин на севере Москвы. При входе в торговый зал есть так называемые камеры хранения, где покупатели могут оставить какие-то свои вещи. И вот охранники мне подсказали, и я сам стал замечать, что некоторые ячейки постоянно закрыты и даже ключа нет. Я начал интересоваться. Охранник мне сообщил, что пришла молодая девушка, оставила пакет, зашла в торговый зал, купила какую-то мелочовку и быстро-быстро убежала из магазина, не забрав свой пакет. Сначала я не обратил на это внимания – мало ли, человек забыл, такое бывает. Потом это стало повторяться. Я, естественно, позвонил участковому со своего участка, он дал команду по телефону, если есть вторые ключи, вскрыть ячейку. Мы вскрыли – и что оказалось? В этом пакете просто какая-то старая одежда. Какой-то старый халат, не очень хорошо пахнущие тапочки, платок, еще что-то. То есть такое ощущение, что человек где-то работает, например, ремонт квартир выполняет, а носить эти вещи с собой не очень хочет и оставляет в ближайшем магазине. Вроде бы ничего особенного. Но в кармане этого старого халата – как раз то самое, о чем вы рассказываете. Ключик передается, видимо, клиенту, клиент приходит, открывает, забирает пакетик спокойно. Пакет с одеждой, ничего особенного. И все, и уходит из магазина. Доза тогда в кармане халата нашлась небольшая, но я не стал дальше разбираться, все в милиции. И, честно говоря, не знаю, удалось ли поймать того, кто пришел уже с ключом забирать пакет. Человек больше не появлялся».
Надо сказать, не без изобретательности. Люди явно насмотрелись фильмов про шпионов. Возможно, старые вещи должны были отбить запах, чтобы не унюхали служебные собаки.
Замечу, что, как только начались рейды, с Яндекса и других наших порталов объявления о продаже смесей практически исчезли. Но осталась, например, куча групп ВКонтакте. Они могут называться как-нибудь наподобие «Антиспайс», однако многие группы с таким названием являются закрытыми и специализируются как раз на продаже. А какие-то пишут открыто: «Спайс. Интернет-магазин. Сообщество людей с развитым мышлением. Телепорт во времени. Изменение времени. Изменение сознания». Огромное количество рекламы в ICQ. Даже на Фейсбуке она была замечена. Когда к российскому Фейсбуку обратились по этому поводу, они ответили, что якобы был технический сбой.
На форуме, который занимается поиском оптовиков и созданием сайтов, появилось сообщение от администрации: «Правительство блокирует наш форум. Это означает, что пользователи русского сегмента интернета не могут попасть на форум. Существует множество путей обхода данной блокировки. Подробности вы можете прочитать по ссылке», – и подробно описан каждый путь обхода касательно всех браузеров, телефонов и т. п. Как я туда попал? Признаюсь: я тоже прошел анонимно, через прокси-серверы.
Как я уже говорил, закрывать сайты наркоторговцев сложно. По большому счету продавец может находиться даже не в России. Однако если как следует покопаться в интернете, можно найти и архивы доменов, которые их владельцы когда-то, много лет назад, не удосужились закрыть, ничего не боясь, и телефоны, и адреса, и даже имена. И предъявлять обвинения уже конкретным людям, стоящим за этими сайтами. Просто надо быть интернетчиком, чтобы находить такие вещи. А еще нужно, чтобы на государственном уровне решения по проблеме принимали люди, понимающие, что довиртуальная эра закончилась и многие вещи уже давным-давно находятся в другой реальности.
Как оградить от наркотиков своих детей и других членов семьи? Сразу скажу, что, пока пропаганда наркотиков не станет уголовно наказуемой – именно пропаганда, поскольку торговля и распространение и так наказываются, – проявлять бдительность придется именно вам. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если ваш ребенок, школьник, подросток уже подсел – это видно. Есть определенные физические признаки, о них можно прочитать в интернете. Это и повышенная потливость, и неестественная реакция зрачков на свет. А что касается профилактики – есть разные способы.
Существуют мониторинговые центры, их программы контроля и слежки обязательно надо ставить на компьютеры. Эти программы реагируют на кодовые слова, такие как «кокаин», «морфий», «наркотики», «мне плохо» и т. п. Другие программы ограничивают доступ к определенному контенту в интернете, а также дают возможность посмотреть, на какие сайты ребенок заходил. Это стоит копейки, можно даже найти бесплатные варианты. Ребенок эту программу не заметит, потому что она скрытая. Ярлыки некоторых отображаются на рабочем столе под видом, к примеру, калькулятора. Ребенок заходит – там обычный калькулятор. Если же вы введете определенную цифру или действие, то откроется управление программой. А обычно такие программы просто не видны. Проверять же результаты их действия можно откуда угодно – с компьютера, с айпада, со своего телефона.
Не давайте ребенку наличные деньги. Оформите ему пластиковую карту в любом банке, пусть там будут те же пятьсот рублей, которые он потратит в магазине на жвачку или даже снимет в банкомате, – но вы будете знать, на что он их тратит. Если ребенок получает деньги на карманные расходы, желательно все-таки контролировать, куда они идут.
Поставьте программы слежки на телефон, чтобы получать копии SMS и знать, с кем ваш ребенок общается, а также быть в курсе его передвижений. Если вы купили недорогой телефон, его перемещение можно отследить по базовым станциям. То есть вы просто заходите в конце дня в интернет и видите, где ваш ребенок находился в то или иное время, с точностью до двух метров. Таким образом, вы уже будете иметь представление о том, куда он заходил в течение дня, а отчет мобильного банка сообщит вам, на что он тратил деньги с карточки.
Не давайте ребенку наличные деньги. Оформите ему пластиковую карту в любом банке, пусть там будут те же пятьсот рублей, которые он потратит в магазине на жвачку или даже снимет в банкомате, – но вы будете знать, на что он их тратит. Если ребенок получает деньги на карманные расходы, желательно все-таки контролировать, куда они идут.
И, пожалуйста, не стесняйтесь и не думайте, что воспитание и хорошие отношения в семье являются панацеей от любой беды. Огромное количество детей-наркоманов происходят из внешне вполне благополучных семей. Потому что детская психология устроена таким образом, что, как бы вы ни были близки с ребенком, бывают ситуации, когда родители вдруг оказываются для него самыми далекими людьми на земле. Да, контролировать ребенка, следить за ним – неэтично. Но наркоман в доме или ребенок, умирающий от наркотиков, – это гораздо страшнее.