Книга: Искусство программирования для Unix

2.2.2. Internet и движение свободного программного обеспечения: 1981–1991 гг.

2.2.2. Internet и движение свободного программного обеспечения: 1981–1991 гг.

После возникновения BSD-варианта TCP/IP в 1983 году началось взаимопроникновение культур Unix и ARPANET. Это стало вполне логичным результатом появления коммуникационных каналов, поскольку приверженцами обеих культур были в основном люди одного типа (а в действительности, зачастую те же люди). ARPANET-хакеры изучали С и начали употреблять жаргонные слова: каналы, фильтры и оболочки. Unix-программисты осваивали TCP/IP и стали называть друг друга "хакерами". Процесс слияния ускорился после того, как закрытие проекта Jupiter в 1983 году уничтожило будущее компьютеров PDP-10. К 1987 году две культуры сблизились настолько, что большинство хакеров программировали на С и небрежно использовали жаргон клуба "Tech Model Railroad Club" 25-летней давности.

(Если в 1979 году еще казались необычными прочные связи в обеих культурах, в Unix и ARPANET, то уже к середине 80-х годов они никого не удивляли. Когда в 1991 году автор этой книги расширил старый файл жаргона ARPANET в Новый словарь хакера (New Hacker's Dictionary) [66], две культуры практически смешались. Файл жаргона, созданный в ARPANET, но переработанный в Usenet, стал удачным символом этого слияния.)

Однако TCP/IP-сеть и сленг были не единственным наследием, которое после 1980 года хакерская культура получила благодаря своим "корням" в ARPANET. Эта культура стала неразрывно связана с именем Ричарда Столлмена.

Ричард М. Столлмен (широко известный под регистрационным именем RMS) к концу 1970 года уже доказал, что он является одним из наиболее способных современных программистов. Среди его многочисленных разработок был редактор Emacs. Для RMS закрытие проекта Jupiter в 1983 году только завершило дезинтеграцию культуры лаборатории MIT AI, которая началась несколькими годами ранее. RMS почувствовал себя изгнанным из хакерского рая и решил, что частное программное обеспечение достойно осуждения.

В 1983 году Столлмен основал проект GNU, целью которого было создание полностью свободной операционной системы. Хотя Столлмен никогда не был Unix-программистом, в условиях, создавшихся после 1980 года, реализация Unix-подобной операционной системы стала очевидной стратегией, которую следовало использовать. Большинство ранних помощников Столлмена были опытными ARPANET-хакерами, недавно влившимися в сообщество Unix.

В 1985 году Столлмен опубликовал Манифест GNU. В нем он сознательно создал идеологию из ценностей ARPANET-хакеров периода до 1980 года, полную новаторских этико-политических утверждений, независимых и характерных суждений. RMS ставил перед собой цель объединить рассеянное после 1980 года сообщество хакеров для достижения единой революционной цели. В его призывах явно прослеживались идеи Карла Маркса мобилизовать промышленный пролетариат против отчуждения результатов своего труда.

Манифест Столлмена разжег спор, который продолжается в хакерской среде и в наши дни. Его программа далеко выходила за рамки поддержки базового кода и, в сущности, подразумевала упразднение прав интеллектуальной собственности на программное обеспечение. Преследуя эту цель, Столлмен популяризировал понятие "свободное программное обеспечение" (free software), которое было первой попыткой определить продукт всей хакерской культуры. Столлмен написал Общедоступную лицензию (General Public License — GPL), которая должна была стать одновременно объединяющим началом и центром большой полемики по причинам, которые рассматриваются в главе 16. Дополнительные сведения, касающиеся позиции Столлмена и Фонда свободного программного обеспечения, приведены на Web-сайте проекта GNU <http://www.gnu.org>.

Понятие "свободное программное обеспечение" было частично описанием и частично попыткой определения культурной индивидуальности для хакеров. До Столлмена представители хакерской культуры воспринимали друг друга как коллег-исследователей и использовали тот же сленг, однако никого не заботили споры о том, кем являются или должны быть "хакеры". После него в хакерской культуре стало ярче проявляться самосознание. Харизматическая и поляризованная фигура RMS оказалась в центре хакерской культуры, Столлмен стал ее героем и легендой. К 2000 году его уже едва ли можно было отличить от его легенды. В книге "Free as in Freedom" [90] дана превосходная оценка его имиджа.

Аргументы Столлмена повлияли даже на поведение многих хакеров, которые продолжали скептически относиться к его теориям. В 1987 году он убедил попечителей BSD Unix в целесообразности удаления частного кода AT&T с целью выпустить свободную версию. Однако, несмотря на его решительные усилия, в течение более чем 15 лет после 1980 года хакерская культура так и не объединилась вокруг его идеологии.

Другие хакеры заново обнаруживали для себя открытые, совместные разработки без секретов по более прагматическим и менее идеологическим причинам. В конце 80-х годов, в нескольких зданиях офиса Ричарда Столлмена в Массачусетском технологическом университете, успешно трудилась группа разработки системы X. Она финансировалась поставщиками Unix, которые убедили друг друга быть выше проблем контроля и прав интеллектуальной собственности вокруг системы X Window, и не видели лучшей альтернативы, чем оставить ее свободной для всех. В 1987–1988-х годах разработка системы X послужила прообразом действительно крупных распределенных сообществ, которые пятью годами позже заново определят наиболее развитый участок исследований Unix.

Система X была одним из первых крупномасштабных проектов с открытым исходным кодом, разрабатываемым разнородным коллективом людей, работающих на различные организации и разбросанных по всему миру. К тому же электронная почта позволила быстро распространять идеи среди членов группы. Распространение программного обеспечения было вопросом нескольких часов, что позволяло согласованно функционировать всем участкам проекта. Сеть изменила способ разработки программного обеспечения.

Кит Паккард.

X-разработчики не были последователями главного плана GNU, в то же время они не противодействовали ему активно. До 1995 года наиболее серьезное сопротивление плану GNU оказывали разработчики BSD. Приверженцы BSD, которые помнили, что они написали свободно распространяемое и модифицируемое программное обеспечение еще за годы до манифеста Столлмена, отвергали претензии проекта GNU на историческое и идеологическое главенство. Особенно они возражали против передающейся или "вирусной" собственности GPL, предлагая BSD-лицензию как "более свободную", поскольку она содержала меньше ограничений на повторное использование кода.

Это не помогало проекту Столлмена, и его попытки создания центральной части системы провалились, хотя его Фонд свободного программного обеспечения выпустил большую часть полного программного инструментария. Спустя 10 лет после учреждения проекта GNU, ядро GNU все еще не появилось. Несмотря на то, что отдельные средства, такие как Emacs и GCC, доказали свою потрясающую пользу, проект GNU без ядра не был способен ни угрожать гегемонии частных Unix-систем, ни предложить эффективное противодействие новой проблеме, связанной с монополией Microsoft.

После 1995 года спор вокруг идеологии Столлмена принял несколько иной оборот. Ее оппозиция стала ассоциироваться с именем Линуса Торвальдса, а также автора этой книги.

Оглавление книги


Генерация: 1.109. Запросов К БД/Cache: 3 / 1
поделиться
Вверх Вниз