Введение в PHP5 |
||||
---|---|---|---|---|
В этой статье мы поговорим о трёх основных нововведениях в PHP5:
Но сначала пара официальных заявлений:
PHP5 ещё не выпущен и мне неизвестно, когда это произойдёт, но уже сейчас вы можете потестировать и изучить новые возможности языка, скачав рабочую версию PHP5 с http://snaps.php.net/ и установив её. По этой ссылке вы можете найти готовые для установки Windows и Linux версии PHP5. Инсталляция проходит как у любого нормального релиза PHP, так что все бегом за новой игрушкой. Новая объектная модельВ PHP5 объектную модель основательно подлатали и добавили много новых возможностей, благодаря чему PHP5 стал "чем-то" напоминать Java. В этой части нашей статьи будет описана эта новая объектная модель и приведено несколько небольших примеров, чтобы вам обозначить исходный рубеж для ваших экспериментов.
В PHP4 конструктор именуется так же как и сам класс, а деструкторы отсутствуют полностью. В PHP5 конструктор класса именуется __construct, а деструктор - __destruct.
Пример 1: Конструкторы и деструкторы
Как вы видите, деструктор вызывается перед самым уничтожением класса. Объекты как ссылкиКак вам уже наверняка известно, в PHP4 переменные передаются в функции/методы
по значению (передаётся копия), если в объявлении функции не поставлен символ
'&', указывающий на то, что переменная должна передаваться как ссылка. В
PHP5 объекты передаются всегда как ссылки. Присваивание объектов тоже происходит
по ссылке. Пример 2: Объекты как ссылки
Если объекты присваиваются и передаются по ссылке, то вам нужно как-то
создавать и копии объектов. Для этого используйте метод __clone. Пример 3: Клонирование объектов
В программировании клонирование разрешено, так что всё легально ;-) Дескрипторы Private, Public и ProtectedВ PHP4 все методы и переменные внутри объекта были доступны извне, другими словами все методы и переменные всегда были открытыми. В PHP5 вводится три дескриптора для осуществления контроля над доступом к переменным и методам: Public, Protected и Private.
Пример 4: Public, protected and private
Совет разработчикам: Переменные класса всегда следует делать закрытыми, прямой доступ к переменным - не очень хорошая практика в ООП, лучше всего для доступа/изменения переменных класса определять специальные методы. ИнтерфейсыКак вы знаете, PHP4 поддерживает наследование классов синтаксисом "class foo
extends parent". В PHP4 И в PHP5 класс может наследовать только один класс, то
есть множественное наследование не поддерживается. Интерфейсом называется класс,
в котором не реализуется ни один метод, определяются только названия методов и
набор передаваемых им параметров. Впоследствии классы могут 'реализовывать'
сколь угодно много интерфейсов, показывая тем самым, что тот или иной класс
реализует методы, определённые в интерфейсе. Пример 5: Интерфейсы
Использование интерфейсов полезно для более удобного чтения и понимания кода: прочитав объявление класса, мы увидим, что класс реализует интерфейсы displayable и printable; это означает, что класс должен иметь методы display() и doprint(). Как эти методы реализованы - значения не имеет, главное - уже из объявления класса, вы знаете, что можете вызывать эти методы. Абстрактные классыАбстрактным называется класс, который может использоваться только как базовый (то есть создавать объекты этого класса нельзя). Как и в любом нормальном базовом классе, в абстрактном классе вы можете определять методы и переменные. В абстрактном классе также можно определять абстрактные методы: методы,
которые не реализованы в абстрактном классе, но которые обязательно должны быть
реализованы в производных классах. Пример 6: Абстрактные классы
С PHP5 вы можете реализовать в классе специальный метод __call(), как метод
для "отлова" всех нереализованных в данном классе методов. Метод __call (если он
определён) вызывается при попытке вызвать недоступный или несуществующий метод.
Пример 7: __call
Этот специальный метод может быть использован для реализации перегрузки
методов: вы можете исследовать полученные аргументы и в зависимости от
результата вызвать подходящий для данного случая закрытый метод, например:
Пример 8: Перегрузка методов с помощью __call
Но это ещё не всё, теперь вы можете определить методы __set и __get для
"отлова" всех попыток изменения или доступа к неопределённым (или недоступным)
переменным. Пример 9: __set и __get
В PHP5 вы сможете "сказать" методу, что он должен получить в качестве
аргумента объект определённого типа. Пример 10: указание типов
Как вы заметили, перед именем аргумента теперь можно поставить имя его класса, и таким образом PHP5 определит, что переменная $foo должна быть класса foo. Статические члены классаСтатические члены и статические методы могут использоваться для реализации того, что в ООП называется "методы класса" и "переменные класса". "Статическим методом класса" называют метод, который можно вызвать без
создания объекта этого класса. Пример 11: методы класса и переменные класса
Исключения - это общепринятый подход к обработке ошибок и неожиданных
ситуаций в таких языках как Java и C++; в PHP5 перехват исключений реализован с
помощью пары "try" - "catch". Пример 12: Исключения
Как вы видите, "try" используется для обозначения блока, в котором находятся ошибки, обрабатываемые оператором "catch", стоящим в конце блока. В блоке "catch" вам нужно реализовать вашу собственную политику обработки ошибок. В итоге получаем удобочитаемый код и всего один блок обработки ошибок. Исключения, определённые пользователемДля обработки непредвиденных проблем в ваших программах вы можете определить
ваши собственные исключения. Всё, что вам нужно - это просто дополнить (extend)
класс Exception, определив конструктор класса и метод getMessage. Пример 13: Исключения, определённые пользователем
Потом, для возбуждения определённого вами исключения используйте конструкцию throw new WeirdProblem($foo); если исключение происходит внутри блока try{}, то PHP5 передаст управление в "catch"-блок для обработки. Пространства имёнВ целях удобства классы и функции могут быть сгруппированы в пространства имён (namespaces). Примечение: разработчики отказались от поддрежки этой возможности. Пример 14: Пространство имён
Обратите внимание на синтаксис использования именного пространства для обозначения класса, объект которого мы создаём. Пример практического применения: создание одноимённых классов в разных именных пространствах; при этом классы делают отличную друг от друга работу (имея одинаковый интерфейс). |