Книга: Взрывной рост: Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)

Google Ventures – почти идеал корпоративной ЭксО

Google Ventures – почти идеал корпоративной ЭксО

В марте 2009 года Билл Марис создал Google Ventures – корпоративное подразделение венчурного инвестирования с начальным капиталом 100 млн долларов. Спустя пять лет подразделение стало одним из самых активных и успешных венчурных фондов в мире, в котором работает 60 сотрудников (все они являются партнерами), управляющих 1,5 млрд долларов активов. Такое 15-кратное увеличение активов всего за пять лет совершенно явно указывает на парадигму ЭксО.

Google Ventures уже осуществил более двадцати успешных выходов с уровнем инвестиционной доходности, намного превышающим среднерыночный показатель для венчурных фондов. На самом деле он стал первым по-настоящему успешным корпоративным венчурным фондом. Тогда как высокотехнологичные компании традиционно занимаются финансированием стартапов, их венчурные подразделения зачастую страдают низкой окупаемостью инвестиций, главным образом из-за отсутствия реальной независимости от материнской компании.

Google Ventures проинвестировал уже более 225 компаний, охватывающих все этапы развития и отраслевые сектора, в том числе такие восходящие звезды, как Uber, Nest, 23andMe, Cloudera, Optimizely, TuneIn, Homejoy и High Fidelity. В 2014 году Google Ventures открыл офис в Лондоне и выделил 100 млн долларов для инвестиций в европейские стартапы.

Хотя средства для Google Ventures предоставляются Google, проинвестированные компании не попадают к ней в кандалы. Они сохраняют свою независимость и могут быть приобретены конкурентами Google. Недостатком такой автономной структуры, безусловно, является то, что Google Ventures может оставаться в неведении относительно сделок, которые собирается провести его материнская компания. Именно это случилось в январе 2014 года, когда Google приобрела Nest, создателя умных термостатов и датчиков дыма, за 3,2 млрд долларов. Тем не менее, хотя возможность такого исхода может останавливать многие компании, мы считаем, что преимущества независимости намного перевешивают случайные издержки.

Google Ventures не ограничивается только денежными инвестициями. Он также предлагает услуги по разработке (которые в десять раз быстрее, чем услуги традиционных агентств) и учебные программы, где основатели и сотрудники портфельных компаний могут овладеть навыками управления продуктами и другими полезными операционными навыками. Фонд также оказывает компаниям помощь в области маркетинга, найма персонала и инжиниринга, часто задействуя для этого колоссальные ресурсы Google.

Ключевым отличием Google Ventures является использование анализа данных и алгоритмов для оценки сделок. В фонде работает семь аналитиков, которые собирают и анализируют максимальное количество данных для принятия инвестиционных решений. Как говорит Марис: «Мы имеем доступ к самым большим наборам данных в мире. Наша облачная вычислительная инфраструктура – самая мощная из существующих на сегодняшний день. Было бы глупо не пользоваться этими возможностями и принимать инвестиционные решения по старинке, полагаясь на чутье». Другие фирмы венчурного капитала, такие как Sequoia Capital и Y Combinator, берут пример с Google Ventures и внедряют такой же подход.

Конечно, здесь есть одно важное «но»: данные информируют, но не решают. Как и большинство венчурных фондов, Google Ventures инвестирует скорее в людей, чем в конкретные продукты. Если данные показывают, что у стартапа большой потенциал, однако команда основателей не удовлетворяет каким-либо требованиям, инвестиции не делаются. Фонд использует систему OKR, чтобы отслеживать прогресс своих портфельных компаний, и широко опирается на метрики в режиме реального времени, измеряя почти все аспекты их деятельности. Портфельные компании обучаются таким методикам в «Лаборатории стартапов» Google Ventures – это корпоративная программа, которая представляет собой смесь бизнес-инкубатора, хакатона и коворкинговой среды.

Для поиска потенциальных компаний для инвестиций Google Ventures задействует 50 тысяч сотрудников Google. Их поощряют рекомендовать фонду перспективные стартапы; если принимается решение об инвестировании, сотрудник получает «гонорар» в размере 10 тысяч долларов. Портфельные компании не только получают полный доступ к партнерам GV, но и имеют возможность привлечь к сотрудничеству любого специалиста из Google. На самом деле это одно из главных преимуществ, которое предлагает стартапам Google Ventures: доступ к лучшим инженерам, ученым и разработчикам в мире. Специальный портал соединяет команду GV с сотрудниками Google и сообществом портфельных компаний. Задача найма талантов для портфельных компаний облегчается тем, что GV может задействовать обширную рекрутинговую базу данных Google, содержащую более миллиона резюме.

Как и любая настоящая ЭксО, Google Ventures готов «подрывать» сам себя. В 2014 году он вложил 28 млн долларов в AngelList – крупнейшую в мире платформу, соединяющую предпринимателей и инвесторов-ангелов. Недавно AngelList ввела новую модель финансирования в форме так называемых синдикатов, которая позволяет менее известным ангелам объединять свои доллары с более опытными инвесторами. По сути, эта модель дает возможность опытным инвесторам создавать мини-фонды для конкретных инвестиций. Однако это делает такие синдикаты прямыми конкурентами Google Ventures, особенно на этапе посевного капитала, на который приходится около половины его инвестиций. Тем не менее Google Ventures готов столкнуться с конкуренцией и уверенно выбирает путь подрывных инноваций в дилемме инноватора Клейтона Кристенсена.

У Google Ventures десять характеристик ЭксО из одиннадцати (одиннадцатый атрибут – Значимую трансформативную цель – он наследует от материнской компании).


Оглавление книги


Генерация: 1.780. Запросов К БД/Cache: 3 / 1
поделиться
Вверх Вниз