Книга: Искусство программирования для Unix

2.1.1. Начало: 1969–1971 гг.

2.1.1. Начало: 1969–1971 гг.

Операционная система Unix возникла в 1969 году как детище разума Кена Томпсона, компьютерного ученого Bell Laboratories. Томпсон был исследователем в проекте Multics. Этот опыт утомлял Томпсона из-за примитивности пакетных вычислений, которые господствовали практически повсеместно. Однако в конце 60-х годов идея разделения времени все еще была новой. Первые предположения, связанные с ней, были выдвинуты почти десятью годами ранее компьютерным ученым Джоном Маккарти (John McCarthy) (который также известен как создатель языка Lisp), а первая фактическая реализация состоялась в 1962 году, семью годами ранее, и многопользовательские операционные системы все еще оставались экспериментальными и непредсказуемыми.

Аппаратное обеспечение компьютеров в то время было еще более примитивным. Наиболее мощные машины в те дни имели меньшую вычислительную мощность и внутреннюю память, чем обычный современный сотовый телефон[12]. Терминалы с видеодисплеями находились в начальной стадии своего развития и в течение последующих шести лет не получили широкого распространения. Стандартным интерактивным устройством на ранних системах разделения времени был телетайп ASR-33 — медленное, шумное устройство, которое печатало только символы верхнего регистра на больших рулонах желтой бумаги. ASR-33 послужит прародителем Unix-традиции в плане использования кратких команд и немногословных откликов.

Когда Bell Labs вышла из состава исследовательского консорциума Multics, у Кена Томпсона остались некоторые идеи создания файловой системы, вдохновленные проектом Multics. Кроме того, он остался без машины, на которой мог бы играть в написанную им игру "Space Travel" (Космическое путешествие), научно-фантастический симулятор управления ракетами в солнечной системе. Unix начала свой жизненный путь на восстановленном мини-компьютере PDP-7[13] в качестве платформы для игры Space Travel и испытательного стенда для идей Томпсона о разработке операционной системы. Подобный компьютер показан на рис. 2.1.


Рис. 2.1. Мини-компьютер PDP-7

Полная история происхождения описана в статье [69] с точки зрения первого помощника Томпсона, Денниса Ритчи, который впоследствии стал известен как соавтор Unix и создатель языка С. Деннис Ритчи, Дуг Макилрой и несколько их коллег привыкли к интерактивным вычислениям в системе Multics и не хотели терять эту возможность.

Ритчи отмечает: "То, что мы хотели сохранить, было не только хорошей средой для программирования, но и системой, вокруг которой могло сформироваться братство. Мы знали по опыту, что сущностью совместных вычислений, которые обеспечивались с помощью удаленного доступа к машинам с разделением времени, является не только ввод программ с клавиатуры в терминал вместо использования клавишного перфоратора, но и поддержка тесного общения". В воздухе витала идея рассматривать компьютеры не просто как логические устройства, а как ядра сообществ. 1969 год был также годом изобретения сети ARPANET (прямого предка современной сети Internet). Тема "братства" будет звучать во всей последующей истории Unix.

Реализация игры Томпсона и Ритчи "Space Travel" привлекла к себе внимание. Вначале программное обеспечение PDP-7 приходилось перекомпилировать на GE-мэйнфрейме. Программные утилиты, которые были написаны Томпсоном и Ритчи на самом PDP-7, чтобы поддерживать развитие игры, стали каркасом Unix, хотя само название не было закреплено за системой до 1970 года. Исходный вариант написания представлял собой аббревиатуру "UNICS" (UNiplexed Information and Computing Service). Позднее Ритчи описывал эту аббревиатуру как "слегка изменнический каламбур на слово "Multics", которое означало MULTiplexed Information and Computing Service.

Даже на самых ранних стадиях развития PDP-7 Unix была весьма похожа на современные Unix-системы и предоставляла гораздо более приятную среду программирования, чем доступные в то время мэйнфреймы с использованием перфокарт. Unix была весьма близкой к первой системе, используя которую программист мог находиться непосредственно перед машиной и создавать программы на лету, исследуя возможности и тестируя программы в процессе их создания. На протяжении всей жизни Unix реализуется модель развития возможностей путем привлечения высокоинтеллектуальных, добровольных усилий со стороны программистов, которых раздражают ограничения других операционных систем. Эта модель возникла на раннем этапе внутри самой корпорации Bell Labs.

Unix-традиция легковесной разработки и неформальных методов также началась вместе с появлением операционной системы. Тогда как Multics была крупным проектом с тысячами страниц технических спецификаций, написанных до появления аппаратного обеспечения, первый работающий код Unix был создан тремя коллегами путем мозгового штурма и реализован Кеном Томпсоном в течение двух дней на устаревшей машине, которая была задумана как графический терминал для "настоящего" компьютера.

Первой реальной задачей Unix в 1971 году была поддержка того, что в наши дни назвали бы текстовым процессором, для патентного департамента Bell Labs. Первым Unix-приложением был предшественник программы для форматирования текста nroff(1). Этот проект оправдал приобретение гораздо более мощного мини-компьютера PDP-11. Руководство оставалось в счастливом неведении о том, что система обработки текста, которую создавали Томпсон и его коллеги, была инкубатором для операционной системы. Операционные системы не входили в планы Bell Labs — AT&T присоединилась к консорциуму Multics именно для того, чтобы избежать разработки собственной операционной системы. Тем не менее, завершенная система имела воодушевляющий успех, который утвердил Unix в качестве постоянной и ценной части системы вычислений в Bell Labs и привел к появлению другой темы в истории Unix — тесной связи со средствами набора и форматирования документов, а также средствами коммуникации. Справочник 1972 года говорил о 10 инсталляциях.

Позднее Дуг Макилрой напишет об этом периоде [53]: "Давление коллег и простая гордость своей квалификацией приводили к переписыванию или удалению больших фрагментов кода, по мере того, как появлялись лучшие или более фундаментальные идеи. Профессиональная конкуренция и защита сфер влияния были практически не известны: возникало так много хороших идей, что никому не требовалось быть собственником инноваций". Однако понадобится четверть века для того, чтобы сообществу стали ясны все выводы из этого наблюдения.

Оглавление книги


Генерация: 0.162. Запросов К БД/Cache: 2 / 0
поделиться
Вверх Вниз