Книга: Время – деньги

Некоторые основные принципы

Некоторые основные принципы

Рискуя даже тем, что эта глава покажется скучной – а мне говорили, что неопытному писателю вообще следует избегать этого недостатка – и заранее извиняясь, я считаю необходимым привести здесь изложение нескольких основных принципов, всегда лежавших в основе моих собственных планов. Уже давно я не предпринимал ни одной важной работы, хотя бы в общих чертах, не руководясь этими принципами, и убежден, что и в филантропии, не связав себя предварительно таким строго размеченным маршрутом, ничего не достигнешь толкового.

Мое собственное обращение в веру, что и в делах благотворительности вопросом первой необходимости является строгий предварительный план действий, произошло следующим образом.

До 1890 года я следовал воле случая в раздаче денег туда и сюда, когда меня об этом просили. Я наводил справки о лице, нуждавшемся в помощи, о его обстоятельствах насколько мог точнее и действовал с таким усердием показать себя добросовестным человеком, что у меня чуть не сдали нервы, и все это с тем, чтобы потом инстинктивно, без чужого руководства, выбраться на истиной путь к этой благотворительной деятельности. Тогда мне пришло в голову продумать правильную организацию этих планов, чтобы добиться их расширения и развития дела, точно такую же, какую мы давали другим деловым планам. Попытаюсь изложить основные принципы, выработанные нами и послужившие с тех пор мне руководящей нитью в дальнейшей деятельности, почвой, которую я надеюсь еще возделать.

Возможно, я перехожу за пределы допустимого правилами хорошего тона, разговаривая о таких чисто личных делах, и готов признать это, но меня можно в этом извинить, ведь я говорю о том, в чем моя семья и многие друзья принимали немалое участие, а значит, говорю не о себе одном лично.

У каждого человека, сознает он это или нет, есть свой кодекс жизненной философии. Запрятавшись куда-нибудь подальше в закоулки нашего мозга, основные принципы, облекаем ли мы их в слова или нет, управляют нашей работой, условиями нашего существования. Но необходимо, чтобы его идеалом было: вносить свой труд, как бы мал он ни был, туда, где его силы найдут наилучшее применение, – будут ли они денежной силой или практической работой, – в содействии прогрессу человечества.

Идеалом каждого безусловно должно быть желание применить свои средства, как в области практической деятельности, так, понятно, и в области благотворительности, ради прогресса человеческой цивилизации. А вопрос, что же такое цивилизация и каковы законы, ей управляющие, уже давно и подробно изучен. Наши пожертвования постоянно делались в тех видах, чтобы скорее содействовать желаемой цели – прогрессу цивилизации. Если бы кто пришел к нам в контору и задал бы вопрос отделению для благотворительности, в чем, по их (служащих) мнению, состоит сущность цивилизации, он получил бы ответ, что по детальному изучению оказалось, что под общим именем цивилизации подразумеваются следующие положения, ее составляющие:

1. Прогресс в способах поддержки существования, то есть, прогресс в достижении обилия и содержательности средств питания, одежды, жилища, прогресс гигиены на научных основаниях, прогресс общего оздоровления и прогресс в области торговли и промышленности, в возрастании общественного благосостояния и т. д.

2. Прогресс в формах правления и законодательства, то есть прогресс в отношении законодательства, обеспечивающего всем, при наличности для каждого индивидуума наибольшей области личной свободы, справедливость, спокойствие и единого для всех закона.

3. Прогресс в области литературы и языкознаний.

4. Прогресс в области естественных наук и философии.

5. Прогресс в области искусств и эстетического воспитания.

6. Прогресс в области нравственности и религии. Здесь может возникнуть вопрос, какая же из перечисленных областей является, так сказать, основной для остальных, тогда вам скажут, что определенного ответа дать нельзя, что это чисто академический вопрос, что все эти области незаметно перетекают одна в другую. Но история нам говорит, что в начале периода каждой цивилизации, люди заботятся сперва о добывании средств к существованию, а затем уже понемногу наступает пора прогресса в других областях. Хотя с точки зрения высших требований, таким материальным вопросам и неприлично стоять на первом месте, но они все же являются фундаментом всей цивилизации, и без них она не мыслима.

Поэтому мы попытались приложить, насколько возможно, свои средства к улучшению удобств жизни, чтобы они стали дешевле и доступнее для каждого. За такое использование капитала мы не ждем особо горячей благодарности, наша жертва ничтожна – она просто средство наилучшего достиженил успеха. И пусть мы еще отстали в других областях из только что перечисленных элементов цивилизации в сравнении с другими народами, но в удешевлении средств к существованию, в облегчении снабжения ими, в расширении области их употребления – Америка идет во главе всех наций.

Могут спросить: как же может ужиться равномерное распространение благ жизни с огромными средствами, скопившимися в одних руках? Насколько умею – отвечу: богачи несомненно обладают богатствами и их контролируют – все равно их на себя им не потратить! Они безусловно располагают законными притязаниями на эти богатства и могут их сами контролировать, но все это в размерах, обусловленных их личными потребностями. Деньги рассыпаются всюду, то есть их вкладывают во что-нибудь, и вот они, неделя за неделей, странствуют по счету расходов.

В настоящий момент нет еще метода, решающего вопрос об использовании денег лучше, чем метод личного владения. Можно положить деньги в банк – национальный ли или отдельных штатов, все равно – но никакое законодательство не может поручиться за использование их более продуктивным способом, чем это делается теперь. Ни в одном из проектов социализма не найдется более целесообразное для общего блага применения богатства. Вот откуда вытекает обязанность богачей строго поддерживать свои притязания на капиталы и управлять ими самим, пока не появится человек или группа людей, которые проявят способность найти более целесообразное применение капитала, чем то, на которое способен настоящий владелец.

Что касается остальных четырех составляющих цивилизации: желательного прогресса в развитии формы правления и законодательства, прогресса в области литературы и языкознаний, прогресса в области естественных наук и философий, прогресса в области искусств и эстетического образования, то мы полагаем, что, скорее всего, этого можно добиться более целесообразным методом воспитания. Вот почему мы затратили значительные суммы средств на разнообразные отрасли воспитательного дела как в Америке, так и за границей, с целью распространения не только известных знаний, но и новых исследований в этой области. Единичное воспитательное учреждение по необходимости имеет ограниченный круг влияния и может обучить лишь незначительное число учеников. Но каждое новое открытие, каждая попытка расширить пределы человеческого знания новыми исследованиями, является общим достоянием всех ученых учреждений и тем самым становится даром всему человечеству.

Интерес представляют не только каждый план такой работы в отдельности, но также и новые пути, проложенные нами на достижение цели. Мы не довольствовались оказанием помощи, где это, так сказать, было удовлетворением справедливых просьб. Мы сознавали, что простой интерес в проведении в жизнь того или другого плана еще не может служить побудительной причиной вкладывать крупные средства на его применение, что, может быть, есть тысячи иных планов и предприятий, более достойных денежных пособий и только случайно нам неизвестных. Голый факт личного предпочтения тому или другому доброму делу никоим образом не обусловливает справедливости притязаний на поддержку, если только его притязания не основываются на чем-нибудь еще, требующим предпочтение перед другими, может быть, более нуждающемуся в помощи делу, но нам неизвестному.

Вот почему наш маленький комитет никогда и не довольствовался тем, чтобы его помощь зависела от случая или оказывалась тому или другому учреждению, которое ее просит, а остальные, не просящие помощи учреждения оставались без поддержки. Этот комитет избрал областью своего изучения человеческий прогресс и попытался поддерживать каждую из областей, которая, мы полагаем, имеет конечной целью, именно этот прогресс. Где на пути стремления к этому идеалу не оказывалось согласных принять на себя выполнение этих планов, члены комитета стремились основывать новые организации. В данное время мы работаем в новых и, надеюсь, поддающихся областях, ставящих громадные требования к работающим в них.

Эти стремления к благотворительности меня всегда очень занимали и имели громадное влияние на мою жизнь. Снова скажу, как важно в этом отношении влияние отца на своих детей – сыновей или дочерей – как важно, чтобы он посвящал их в свои дела благотворительности. С детства, помогая отцу, они приучаются к сознанию своей ответственности перед ближними. Как меня мой отец, так и я своих детей пытался приучить к делам благотворительности. Много лет у нас был обычай после обеда совместно читать письма (поскольку они относились к делам благотворительности, в которых мы были участниками), разбирать просьбы о помощи по деталям и всем вместе следить за развитием филантропических учреждений, нас интересовавших, институтов и т. д.

Оглавление книги


Генерация: 1.467. Запросов К БД/Cache: 3 / 0
поделиться
Вверх Вниз